С 2022 года каждый работодатель в рамках реализации риск-ориентированного подхода к управлению деятельности организации обязан проводить оценку профессиональных рисков (ОПР). Профриск связан с возможностью наступления опасных событий, связанных с трудовой деятельностью, и их неблагоприятными последствиями. Чтобы обеспечивать безопасность сотрудников, работодатель обязан держать риски под контролем, оценивать и предпринимать меры по их уменьшению.
В отличие от СОУТ, процедура ОПР охватывает всю деятельность сотрудника на предприятии, а не только проверку опасностей на рабочем месте. Она не предполагает проведения инструментальных измерений степени воздействия вредных факторов.
Для организации работы по оценке профрисков необходимо подготовить пакет документов, который включает:
1). Регламент ОПР. Прописывается в Положении о СУОТ предприятия.
2). Реестр опасностей, которые воздействуют на сотрудников предприятия. Указываются в порядке уменьшения негативных последствий. Выявлением опасностей может заниматься штатный СОТ, привлечённый эксперт в этой сфере или члены созданной на предприятии комиссии.
3). Карта оценки профрисков. Включает перечень потенциальных опасностей, способных проявиться на рабочем месте в разных ситуациях, мероприятия по уменьшению их влияния.
4). План мероприятий по корректировке рисков. Содержит способы и методы, направленные на устранение или снижение вероятности наступления рисков. За каждый пункт назначается ответственное лицо. Также указываются сроки реализации и при возможности источники финансирования мероприятий.
5). Отчёт о профрисках. Прописываются промежуточные и окончательные итоги выполнения оценочных мероприятий.
Согласно п. 6.1.2.2 ГОСТ Р ИСО 45001-2020 документированные сведения в отношении методологий и критериев, используемых при проведении оценки рисков в сфере ОЗБТ, необходимо хранить и поддерживать в рабочем состоянии.